История: Появление первых медалей в России

Прообразом первых медалей, появившихся в Италии в эпоху Возрождения, послужили античные монеты, у которых была воспринята традиционная круглая форма, а также система расположения рельефных изображений и поясняющих их надписей на обеих сторонах. Сочетание пластических образов с надписями многократно усиливало воздействие этих миниатюрных монументов, а металл, из которого они изготовлялись, делал их неуязвимыми перед лицом времени. Вплоть до начала XVII в. изготовление медалей проходило в технике литья, допускавшей ограниченный «тираж» одинаковых произведений. В XVII в., когда медаль получает распространение во всей Европе, происходит переход к технике чеканки, неизмеримо расширившей возможности распространения памятников медальерного искусства, которые с дальнейшим развитием техники чеканятся в сотнях и тысячах экземпляров. На рубеже XVII-XVIII вв. появляются первые медали, связанные с историей России, а самое начало XVIII столетия становится временем рождения русской памятной медали.

Солдатская наградная медаль за Полтавское сражение. Лицевая сторона По кругу: ЦРЂ. ПЕТРЂ. ВСЕРОСИСКIИ. САМОДЕРЖЕЦЂ. Портрет Петра I в доспехах, мантии и лавровом венке вправо. В обрезе руки царя подпись медальера: GOUIN. F. (Гуэн исполнил). Шнуровой ободок. Оборотная сторона По кругу: ЗАПОЛТАВСКЮ БАТАЛIЮ. В обрезе: + 1709 Г +/ IЮНЯ 27 Д. Панорама Полтавского сражения. Атака пехоты. Справа изображение Полтавы. Слева на линии обреза подпись медальера: НAUPT (Хаупт).

Неизбежность появления медали в России была подготовлена всем ходом развития русской культуры того времени и ее взаимодействия с культурой Запада. Окончательное же становление медали произошло в условиях реорганизации монетного производства и в ходе монетной реформы Петра I. До начала XVIII в. основу денежного обращения Русского государства составляли мелкие монеты, отчеканенные на расплющенных кусочках серебряной проволоки. Традиционное изображение на них князя верхом на коне с копьем в руке дало им название копейки. Чеканка крупной монеты наряду с техническими проблемами поставила и чисто художественные задачи ее оформления, расположения изображений и надписей, высоты рельефа, обработки бокового ребра (гурта) и т. д.

Первыми опытами крупной монеты Петра были пробные полтины 1699 г. с портретом в окружении имени и титула на лицевой стороне и гербом на оборотной. Они свидетельствуют о принятии канонической формы западноевропейской монеты. Близким к монете было и решение первых русских медалей, лицевые стороны которых также занимал царский портрет. Изображения и надписи оборотных сторон посвящались конкретному событию, на них воспроизводились фрагменты гравюр или аллегорические композиции в сопровождении кратких и выразительных надписей.

В XVIII в. не делалось существенного различия между монетой и медалью - они рассматривались как равноценные исторические памятники, о чем свидетельствуют каталоги нумизматических собраний, и прежде всего, петровской Кунсткамеры, где монеты и медали располагались в одном хронологическом ряду, объединенные группами по государственной принадлежности и внутри них - по правителям. В демократических кругах название «манета» часто употреблялось участниками сражений Северной войны для полученных ими наградных медалей.

Первые русские медали вышли из стен Московского монетного двора в Кадашевской слободе, основанного в 1701 г. Преобладающей темой русского медальерного искусства первой четверти XVIII в. стала Северная война, победы которой открывали России новый путь. Петр I и его ближайшее окружение придавали большое значение пропаганде новых идей и успехов державы, что нашло отражение во всех областях культуры и искусства петровского времени. В цветистых панегириках отцов церкви, пышных конклюзиях - гравюрах с обилием аллегорических элементов и сопровождающими их разъяснительными надписями, в назидательном характере фейерверков по случаю празднования решающих викторий, вплоть до тенденциозного подбора скульптуры Летнего сада с преобладанием сюжетов, олицетворяющих гражданские добродетели. Все эти явления были тесно связаны с поступательным движением утверждающегося абсолютистского государства. И в этом плане медаль приобретала особую значимость, тем более, что одна, и наиболее существенная в то время ее линия - наградная медаль - была естественным продолжением старой русской традиции массового награждения участников воинских походов. Наградные солдатские и офицерские медали петровского времени стояли в ряду других мер идеологического воздействия на сознание воина национальной армии.

Появление и быстрое распространение в России памятных медалей находилось в несомненной связи с коллекционированием предметов нумизматики самим Петром и его ближайшим окружением. Во время заграничных поездок Петр неоднократно осматривал кунсткамеры, в состав которых почти обязательно входили минцкабинеты.


Возврат к списку